Былое и DOOM

Пожалуй, читатель не удивится, найдя в серьезном журнале статью про игры. Каждый, имеющий опыт работы с компьютером, имеет опыт "работы с играми". Для давнишнего IBM-овца ностальгичны воспоминания о Диггере и CGA-шной графики. У макинтошников свои ностальгии. Что же происходит в другом мире?

На первом Макинтоше (в 1984 году) было около 15 программ, 8 из которых были играми.

Игры в то время были чем-то сакраментальным - поле было непахано, любая новая воплощенная идея порождала фанатов. И идеи-то были несложными. Зато ничего подобного до тех пор человечество не знало, что и способствовало успеху даже примитивных игр.
Это, вообще-то, очень сложная тема, ее надо оставить психологам (когда они начнут в компьютерах понимать, они займутся этой проблемой). Но наблюдается некий феномен "любви к первому переживанию" - то, что встретилось в первый раз уже никогда не заменят последующие переживания.
И эта первовстреченная вещь, исчезнувшая потом, возводится в степень идеала (как, скажем, первая женщина, которой больше нет).
Эта вещь была примитивной, из четырех цветов (или из двух), а может быть, вообще, текстовая. Но она заняла место в душе. И ничто ее оттуда не вытеснит.
Фанат Doom'а ущербен потому, что когда выходит Doom II, он становится его фанатом. Потом он станет фанатом Doom III. Потом все его мысли займет Poom-PoodoomIX.
А фанат игры Hack (многоплатформенной, кстати), в которую я играл на Маке в незапамятные времена, никогда ему не изменят. Другие были женщины в те времена! В Hack'е все персонажи были ASCII-знаками. Это развивало фантазию больше, клянусь, чем изучение лабиринтов всех-их-убивалок. С вами следовала сабака (знак @. Именно поэтому многие люди до сих пор называют @ в интернетовском адресе собакой). Вы боролись с буквами J и R. Стены были сделаны из дефисов, двери из дробей. В игре были уровни. Ее было тяжело пройти.
Люди, заставшие компьютерный прогресс в самом начале его развития счастливы по-своему. Свидетели DOS'а до сих пор воротят нос от Windows. Они и Мак поэтому не любят - это не их родное. А Маковцы с самого начала были с Системой, которая всегда была такой, какой и осталась - только стала мощнее со временем. Потому они и любят Мак. Но это отступление.
Вскоре после Hack'а появились игры с настоящей, черно-белой, графикой. Какие это были игры! Их было мало, но все они были любимы. В них можно было играть часами. Отсутствие сложного сюжета, продуманного в многоэтажных зданиях современных игровых фирм, не мешало переживать все происходящее. Первая трехмерная - без дураков - игра Colony была сделана без следа теней - только линии, уходящие в перспективу. Пирамидальные враги из пяти линий попадались в лабиринтах. Никакой Descent не заменит тех переживаний. Виртуальная реальность была черно-белой, и это не смущало никого.
Известно, что ребенок с набором простых деревянных кубиков, развивает свою фантазию гораздо больше ребенка у которого есть трансформер, стреляющий стингерами из каждой ноги в гуманоидальном виде, пускающий дым в автомобилеподобном состоянии и умеющий мигать лампочками. Этот трансформер - фантазия того, у кого в детстве были кубики. Создав такую игрушку, он лишает ребенка фантазии, потому что она теперь есть у ребенка в готовом, пластмассовом виде.
Посмотрите на состояние современных игр - все они сочетают в себе трехмерную графику, видео. Игры уже не занимают 30 килобайт. Давно ли вы видели коллекцию лучших Shareware игр на одной дискете? Я опять отвлекся.
После того, как были переиграны все простые имеющиеся на горизонте игры, появились цветные Макинтоши - а с ними и цветные игры. Такие и сякие. Чем больше появлялось игр какого-либо типа (ролевые, тактические, "аркадные", думообразные) тем меньше, в обратной зависимости, хотелось в них играть. Игры типа Quest фирмы Sierra, которые есть на Маке в таком же количестве, как и на PС, через какое-то время стали вызывать зевоту. Леталки надоели. Пулялки надоели. Бомбилки наскучили. Бегалки достали.
Появился Wolfenstein. Это была демонстрационная версия из трех уровней. Играть было интересно. Но когда вышла полная версия - стало ясно, что игра не стоит того, чтобы в нее играть. Следом шел Doom, ставший для меня олицетворением игр нового поколения. И, хотя Doom и предлагал много народу поубивать, он сам убил целые поколения игр. Это естественный процесс - побеждает сильнейший, с нейронным супер пулеметом с турбо-гидравлической подачей пуле-ракет, типа WeinerrGun Neiron III (например).
Я заметил, что я перестал играть в игры. Я перестал записывать их в архив. Любая новинка не может вызвать интереса больше, чем на час. Дальше идет охлаждение. Лекарств от этого нет. Где та первая незнакомка? Не надо лекарств, говорю.
Следующей игрой, которая сможет занять меня на пол-дня станет какое-нибудь произведение на 30 CD-ROM'ах. Но и она будет похожей как две капли воды на игру на 20 CD-ROM'ах. А потом - все.
Редкие будущие всплески интереса к чему-нибудь очень оригинальному не остановят меня от того, что я сейчас скажу: "Игры для меня умерли"...
Я сижу в кресле, печатаю эту статью. Я никогда больше не буду играть в Hack, потому что он не работает на моем новом Макинтоше.
У ног лежит моя старая верная @. На кухне за плитой стоит Z и жарит оладьи. На столе - стакан с чаем. За окном уже темно. Только тихо падает *. Мягкий московский *.



Назад, в другие статьи
Copyright © 1996-1997 Артемий Лебедев
tema@tema.ru