Дом-страница Артемия Лебедева | Veni, Vidi | Россия
Русский  |  English

;-)

Чукотэтноэксп. Часть IV. Чукотка

22–27 марта 2012


Дорога становится более уверенной. На горизонте появляются горы. Мы въезжаем на Чукотку. Наконец-то!


На природоведении в школе нам рассказывали о карликовых деревьях. Вот они, родные.


Блоггеры накидываются на каждый пейзаж.




Билибино

На карте мира

Город начинается с предупреждения.


Билибино.


Все продуктовые магазины названы женскими именами.


Частных машин нет, все ездят на такси.


Особый билибинский знак автобусной остановки.


Объявления.


Проход под домом.


Частная торговля рыбой.


Мусорные баки.


Вместо морозилки используется улица.


Билибино — самый дорогой город на свете. Одно яйцо стоит тут 18-19 рублей (в Москве — 5-9). Да что говорить, полиэтиленовый пакет в супермаркете стоит здесь 30 рублей (доллар).


Город был бы ничем не примечателен, если бы не одно но.


Здесь находится единственная в мире атомная электростанция, построенная в зоне вечной мерзлоты. Зачем-то в советское время было важно построить такую станцию. Перед входом стоит снеговик.


У атомной электростанции ступеньки покрыты старым ковром, чтобы не скользко было. Обо всем подумали, о ступеньках забыли.


Одна из дверей чисто декоративная. Неизвестно, зачем ее построили, но она не открывается никому.


На входе женщина в униформе сверяет номера фотоаппаратов с номерами в списке. Нельзя снимать на что попало, можно снимать только на фотик с номером, который за месяц до того просят прислать по электронной почте.


Атомную электростанцию убирают так же, как и любое другое учреждение.


Пиктограммы, обозначающие пожарные выходы, работники станции рисуют самостоятельно.


В Билибине всегда знают, можно ли уже звонить в Москву.


— Петрович, дай проволочку, предохранитель вылетел, а за запасным лень идти.


В советское время станция работала на сугубо материалистических принципах. Рыночные времена принесли с собой новые методы обеспечения надежной работы — перекреститься и помолиться.


Всю ответственность тут же свалили на меня.


Пульт контроля энерговыделения. Чтобы ведали, что творят.


Работают люди.


Вот мы и подошли к самому интересному. Реакторный зал. На переднем плане колодец, выделенный красным кольцом — это один из реакторов. На стене развешены графитовые стержни. Висят так по-простому, как вобла в сенях у деда.


Подойдем поближе к ремонтируемому реактору. Перед ним стоят тапки, как перед мечетью.


В каждом реакторе помещается двести с чем-то графитовых стержней. Потом все это закрывается, и в реактор подается вода под давлением в 60 атмосфер. Температура у нее 270 градусов по Цельсию. Задача реактора — нагреть воду так, чтобы она превратилась в пар. Для этого нужно нагреть воду всего на 6 градусов. Часть воды действительно не выдержит таких издевательств и превратится в пар. Пар пойдет на турбину, турбина завертится, верчение породит электричество.

То есть, вся суть атомной электростанции в том, что это огромный кипятильник, который нагревает воду на шесть градусов. А я был уверен, что электричество как-то более научно появляется.

При этом зимой в реакторном зале холодно и дует, поэтому окна закрывают полиэтиленом, как парник.


Вообще, тут все аккуратно и хорошо. Взорваться не должно.




Бараниха

На карте мира

Было когда-то такое место.


Больше его нет.


Дорога по привычке проходит насквозь.


Нам предстояло проехать последний отрезок до Певека. Это был непростой день. Точнее, сутки. Найдите машинку:


На небе появилось красивое гало.




Доехали до берега. Это уже Северный Ледовитый океан. Наблюдаем непонятную навигационную штуку типа маяка.


Машинки готовы сегодня доехать до Певека.


Дорога расчищена. За это отвечают два тракториста, которые живут в прекрасном снежном домике.


Но тут начинается пурга. Пурга — это низовая метель. Наверх смотришь — синее небо, ночью звезды видно.


А перед собой ничего не видно. И переметы. Снежные языки, через которые очень тяжело ехать.


К вечеру пурга усиливается. Мы встаем на несколько часов, потому что ехать невозможно. Ветер до 25 метров в секунду. Можно ложиться на него и висеть в воздухе. Если стоять — сдувает с ног. На улице — ад.

Кукусик практически не едет. Проходит 50 метров, садится намертво. Заглядываем под машину — а там, там, там, та-та-та-там, там, там...

А там нереального размера снежно-ледяной нарост. Видимо, прирос, пока мы стояли на ветру. На стук лопатой не отзывается. Клиренс — два сантиметра.


Договариваемся по рации со встречными мужиками, чтобы один из них взял нас на буксир.


22 часа без сна. Ехали за грузовиком часа четыре. Я отрубился за рулем. Рассвело. Показалась дорога.




Певек

На карте мира

Цивилизация.


Гостиница «Певек».


Номер категории «люкс» за 2570 рублей в сутки.


Город.


Самый северный город в России.


Натюрморт.


Качели вмерзли на зиму.


Любопытна социальная реклама, призывающая защитить детей от алкоголизма.


Чукотский робот.


Мусорные баки.


Жизнь.


Половина зданий в городе заброшена.


Главная городская достопримечательность — кочегарка. Она видна всегда и отовсюду.


На кладбище все кресты и стелы покрашены голубой краской.


Певек — единственный город в России, где почтовый ящик покрашен коричневой краской.


Парк.


В месте, где городская канализация вытекает в море, нерпа вылезла на лед.


В аэропорт прилетел самолет, который должен перекинуть Кукусика в Магадан.


Почему-то все люди уверены, что Магадан соединен с остальной страной железной дорогой. Это не так. В Магадан железная дорога не проложена.

В Магадане Кукусик заедет в контейнер. Контейнер будет погружен на корабль. Корабль поплывет во Владивосток. А во Владивостоке уже контейнер будет погружен на железную дорогу и отправится в Москву. На это уйдет больше месяца.

Вот и экспедиции конец, а кто слушал — молодец.

март

Чукотэтноэксп. Часть II. Магаданская область

март

Чукотэтноэксп. Часть III. Снова Якутия

март 2012

Чукотэтноэксп. Часть IV. Чукотка

←  Ctrl →
апрель

Немного весенней Украины

апрель

Санкт-Петербург








Поделиться ссылочкой:


© 1995–2025 Артемий Лебедев
Электропочта: tema@tema.ru