Дом-страница Артемия Лебедева | Veni, Vidi | Россия | Санкт-Петербург
Русский  |  English

;-)

  • 90-е
  • 1996
  • декабрь–январь
  • 2000-е
  • 2001
  • июнь
  • июль
  • сентябрь
  • 2002
  • январь
  • июль
  • 2003
  • июнь
  • 2005
  • январь
  • апрель
  • август
  • 2006
  • март
  • июль
  • декабрь
  • 2007
  • апрель
  • июнь
  • декабрь
  • 2008
  • июнь
  • 2009
  • февраль
  • июнь
  • 10-е
  • 2010
  • февраль
  • июнь
  • ноябрь
  • 2011
  • февраль
  • август
  • начало октября
  • конец октября
  • 2012
  • февраль
  • апрель
  • май
  • июль–август
  • декабрь
  • 2013
  • январь
  • начало апреля
  • середина апреля
  • конец апреля
  • июль
  • сентябрь
  • октябрь–ноябрь
  • октябрь–ноябрь
  • октябрь–ноябрь
  • декабрь
  • декабрь
  • 2014
  • февраль
  • апрель
  • май
  • июль–август
  • сентябрь
  • ноябрь
  • декабрь
  • 2015
  • январь
  • февраль
  • май
  • май
  • август
  • сентябрь–октябрь
  • ноябрь
  • декабрь–январь
  • 2016
  • январь
  • октябрь
  • октябрь
  • ноябрь
  • ноябрь
  • декабрь
  • 2017
  • февраль
  • апрель
  • июнь
  • ноябрь
  • декабрь
  • 2018
  • январь
  • февраль
  • июнь
  • 2019
  • январь
  • март
  • апрель
  • июль
  • август
  • сентябрь
  • ноябрь
  • 20-е
  • 2020
  • февраль
  • апрель–май
  • июнь
  • август
  • сентябрь
  • сентябрь
  • октябрь
  • октябрь
  • ноябрь
  • декабрь
  • 2021
  • май
  • май
  • май–июнь
  • июнь
  • июль
  • сентябрь
  • октябрь
  • ноябрь
  • декабрь
  • 2022
  • январь
  • февраль
  • март
  • апрель
  • июнь
  • июль–август
  • ноябрь
  • декабрь
  • 2023
  • март
  • апрель
  • июнь
  • август
  • сентябрь
  • октябрь
  • октябрь
  • 2024
  • январь
  • февраль
  • май
  • июнь
  • июнь
  • июнь–июль
  • 2025
  • март

ПитерЭтноЭксп. Часть I. Чем Питер отличается от Москвы

На карте мира

27 октября ... 19 ноября 2013

Поэт, питеровед, иллюстратор, оператор, акробат, сомелье, фотограф и этнограф поехали изучать Санкт-Петербург в рамках очередной Этнографической Экспедиции.


На двух чудесных китайских автомобилях марки ФАВ, обклеенных рекламой партнеров и спонсоров.


Меня всегда волновали детали, которыми Питер отличается от Москвы. В каждую поездку сюда я ищу что-то новое или интересное. Наконец-то у меня появились целых три недели на изучение самого красивого города в России.


Краткий список различий в языках двух столиц:

В Москве В Питере
шаурма шаверма
курица кура
гречка греча
белый хлеб булка
черный хлеб хлеб
пончик пышка
сушка баранка
подъезд парадная
бордюр поребрик
дублер (дороги) карман
эстакада виадук
ветка (метро) линия
конечная кольцо (у трамвая)
«Осторожно, двери закрываются.
Следующая станция — такая-то.»
«Следующая станция — такая-то.
Осторожно, двери закрываются.»
проездной карточка
запрещается воспрещается
палатка ларек
сквер садик
ластик резинка
башня (одноподъездный дом) точка
обмен валюты обмен СКВ
короткое пальто полуперденчик
водолазка бадлон
бутылочка (для кормления детей) рожок
просмотр (художественных работ в вузе) обход

Петербург планировали с чистого листа, и получилось хорошо, чего обычно нельзя сказать о других городах, которые с нуля построили (типа Бразилии, Канберры или Астаны).

Весь город плоский как стол (что очень удобно для катания на велосипеде). Все улицы прямолинейны, как стрелы. Стройности добавляет и соблюдаемый регламент, благодаря которому здания на одной улице строятся одной высоты. Питер — город перспективы.


И еще Питер — город арок.


Для разбавления ровности тут построено очень много зданий с полукруглыми фасадами.


Крыши невероятно красивы, и любой петербуржец тысячу раз бывал на них, а у москвича аналогичные истории редки и подаются как удача. Если удается найти точку повыше, уходить с нее не хочется совсем.


Тут есть дворы-колодцы.


Собственно, тут много дворов. И они обычно пронумерованы.


Сегодня дворы любят запирать воротами и калиткой на магнитном замке. Чтобы нельзя было с улицы нажать на кнопку открывания двери, кнопку располагают за два метра от калитки и еще отгораживают металлической пластиной, чтобы неповадно было длинной кочергой тыкать кому не следует.


Так как площадь дворов больше, чем фасадов на улицах, большинство бизнесов находятся как раз в глубине. Главная питерская деталь — вывеска метровой ширины со стрелкой около арки и надписью «во дворе».


Если вдоль дороги образовалось место, куда хочется припарковаться — это как раз въезд во двор через арку. Тут стоять нельзя.


Тут есть полноводная и широкая река, а также много каналов и речек, не говоря уже о выходе к морю. В Питере вода течет по улицам, в Москве — из крана.


Поэтому в городе никого не удивляют портовые краны и большие корабли (для которых, собственно, и разводятся мосты).


В нескольких местах еще сохранились наклонные приставные стеклянные витрины, которые было очень модно в 1960-х делать.


На каждом мосту стоит табличка с названием.


Безумие нумерации затыкает московские примеры за пояс. «Загородный, 35, корпус 3, литер Н», каково, а?


В какой-то момент питерские власти решили скопировать уличные указатели из Парижа или Бухареста, но не поняли зачем нужно на номере указывать номера соседних зданий. Поэтому просто пишут следующее число по четности. А нужно указывать здание на углу ближайшего перекрестка.


Огромное количество перекрестков не предназначено для пешеходного перехода. Хочется перейти, а нельзя.


Дорожные полицейские сидят в стаканах.


Люки и щели ливнестоков обозначены желтым.


Питер — колыбель революции. Здесь до сих пор сохранились настоящие пролетарии, которые отдадут жизнь за обслуживаемые до сих пор паровозы.


Стройка обязательно должна быть обозначена забором синего цвета. Если не синего — то это или не стройка, или не Питер.


Питерские зебры всегда делятся на две части, даже когда половины такие широкие, что с первой не видно вторую.


Перед каждой аркой установлены тумбы — колесоотбойники. Они выполняли свою функцию еще со времен, когда в арку не вписывались на лошади с телегой.


У парадной можно встретить декроттуар, господа.


Под водосточной трубой оборудована специальная каменная ниша, куда стекает вода (чтобы такая же ниша не образовалась естественным образом на панели).


В Питере есть правило, по которому все водосточные трубы должны быть покрашены в цвет здания. Москве такого правила очень не хватает.


Электрический кабель приходит в здание по фасаду.


Панели (тротуары по-московски) красивы, как в Европе.


Пешеходов от проезжей части отделяют красивые заборы (такие же, как в Риме).


Тут огромное количество «креативных кластеров» — полуразрушенных зданий, в которых всевозможные дизайнеры, модельеры и хипстеры занимаются разным творчеством и продают свои поделки. Москва еще не понимает, что такие кластеры притягивают в город мозги и повышают цены на недвижимость вокруг.


И еще тут огромное количество хостелов, некоторые из которых находятся в совершенно фантастических (и тоже полуразрушенных) зданиях.


Красоты здесь такой переизбыток, что никто не возмущен обустройством вещевого рынка в здании бывшего ДК. На сцене — ранцы, рыболовные снасти и монеты.


Все почтовые ящики сохранили герб СССР (как в Елабуге).


В центре начали ставить опоры указателей и знаков фантастической красоты. Питер всегда знал толк в красивых опорах и столбах.


Есть и негативные примеры. В Москве какой-то идиот придумал заматывать фонарные столбы металлической сеткой на высоту два метра, а тут от всей души заматывают на пять.


Люди все равно всегда будут клеить объявления, если у них не будет другого доступного способа прорекламировать себя. Больше всего в Питере объявлений проституток (в Москве для этого существует распространяемый под дворниками припаркованных машин журнал «Флирт»).


Обычно любая деталь в Питере будет если не функциональнее, то красивее, чем в Москве. Одни только крепления уличных указателей и знаков чего стоят.


Вместо дублирующего светофора после перекрестка (как в Москве), тут предпочитают дублирующий маленький светофор на той же опоре (как во Франции).


Светофоры снабжены сверху таблом обратного отсчета и громкоговорителем, через который бедным жителям омерзительный женский голос с рязанским акцентом и гайморитом капает на мозг.




Расписание транспорта печатают на бумаге и подклеивают на предыдущее.


Здесь жива и здравствует архаичная традиция оборудовать трамваи сигнальными огнями, кодирующими номер маршрута. 25 — красный и зеленый. Изначально система была разработана для стрелочников, которые должны были понимать на расстоянии, в какую сторону перевести стрелку.


Потом к этому привыкли пассажиры, а сейчас это просто дело принципа. Некоторые трамвайные парки в Петербурге терпеть не могут эту систему, потому что нужно держать под руками разноцветные пленки и все время следить за актуальностью. Помогают современные технологии — светодиодные табло меняют цвет по нажатию кнопки.


У всех автобусов среднего размера номер маршрута обозначен желтыми светодиодами.


Троллейбусы оборудованы сегментным индикатором номера маршрута.


Во дворе бизнес-центра валяется вагон метро.


Если вдруг вы проснулись в вагоне метро, и не знаете, в каком вы городе, смотрите на пол: если там тройные люки, то это Питер.


На одной станции путь построен без рельсов. Главное сюда смотреть на трезвую голову.


В каждом вагоне наклеена схема повышенной непонятности.


Между вагонами — специальное устройство, препятствующее падению и зацеперам. В Москве как-то без него обходятся.


Перед выездом на станцию крайние 100 метров тоннеля покрашены белым, чтобы машинист успевал привыкнуть к изменению освещенности.


То есть, свет в конце тоннеля в Питере появляется раньше, чем в Москве.

октябрь

Восточный Тимор

октябрь

Углич

октябрь–ноябрь 2013

ПитерЭтноЭксп. Часть I. Чем Питер отличается от Москвы

←  Ctrl →
октябрь–ноябрь

ПитерЭтноЭксп. Часть II. Внутри разводного моста

октябрь–ноябрь

ПитерЭтноЭксп. Часть III. Судьба говна








Поделиться ссылочкой:


© 1995–2025 Артемий Лебедев
Электропочта: tema@tema.ru