Египет. Часть II
На карте мира
1525 ноября 2006
Луксор
На карте мира
Город по духу больше напоминает село. В нем живут сверхприставучие местные жители.
А местами село и есть. Благодатная для ковыряния почва приютила и могилы фараонов, и просто любителей пожить в норках.
Автографы на древних храмах тут процарапывают минимум с позапрошлого века.
Объемы древностей тут превосходят все допустимые на квадратный метр нормы. Я думал, что всякие там египетские иероглифы и фрески встречаются в музеях, но не подозревал, что их так много и под открытым небом. Иногда луксорцы и сами не знают, куда деть все это добро запихивают для разнообразия в кладку:
На восточном берегу Нила, где расположены аэропорт, основные гостиницы и общепиты, есть два интересных объекта. Это луксорский дворец:
И музей мумификации, где помимо какого-то чиновника, крокодила, обезьяны и утки выставляют мумию рыбы. Даже не очень внимательный наблюдатель наверняка замечал в своей жизни мумии рыб, висящие на бельевых веревках в русских избах.
Поскольку современные египтяне к древним никакого отношения не имеют, сувенирная продукция не представляет никакого интереса. Все современные изображения на папирусах по степени безвкусицы переплевывают матрешки на Арбате в двести раз. Придумали ловкий ход соответствие иероглифов латинским буквам. Можно проверить, как выглядят знакомые слова картинками.
Прогуляемся по торговым кварталам.
Как и в других египетских городах, базар бесконечен и разнообразен. Картошку продают вместе с кальянами.
Вместе с половиками мясо.
Обязательно надо съездить и на западный берег, где расположены все основные древности. Портрет одной из них встречается повсеместно (это президент Мубарак).
Западнобережцы отличаются любовью к настенной живописи.
Современные сюжеты по разнообразности не уступают древним.
Вот барельеф «зайка, ну почисть зубки», которому больше трех тысяч лет:
Еще тут есть древняя станция метро «Динамо».
В могилах фараонов за какие-нибудь пять-десять рублей служитель разрешит пофоткать, потрогать саркофаг и вообще позволит не мучить себя мыслью, что ты в музее.
Ты в Шарме можешь и не жить, в Луксоре побывать обязан.
Каир
На карте мира
Местами так вообще на Питер похож.
Протекающий тут Нил засран капитально, как и полагается столице Египта.
Не стоит жалеть целого дня на посещение местного рынка. Разумеется, ту его половину, которая не про одежду с продуктами, а которая с промтоварами. Сначала глаз должен привыкнуть ко внешне одинаковым вещам.
Потом начинаешь различать детали.
Сходу можно и не заметить среди роскошно оформленных вывесок чего-нибудь интересного.
Пока, наконец, не наткнешься на склад старьевщика, с которым не грех полчаса поторговаться, покупая среди винтовок и иисусов то, что давно хотел найти типографские оттиски, уличные вывески и прочую мелочь.
Перемещение
Главное средство передвижения в Египте такси. Это либо жигули, либо пежо музейной модели.
Когда таксист везет иностранца, он успевает отследить в толпе земляков, услышать в открытое окно адрес, и, если ему по пути, взять еще одного пассажира. Например, мужика с рулем.
Со своих денег берут вообще символически, с иностранцев дерут три шкуры (по местным представлениям) даже после торга со знанием вопроса. Впрочем, иностранцам не предлагают сзади держаться.
Водители чувствуют себя расслабленно, могут чай попивать во время езды.
Дорожные знаки утыканы светодиодами, что не портит их днем, но делает похожими на елочные гирлянды ночью.
Толщина корпуса, в котором закреплен знак, обусловлена, по всей видимости, историческими причинами (со времен ламп накаливания).
Автомобили часто держат под брезентовыми чехлами, которые у нас как-то к концу перестройки отмерли.
Дороги в целом неплохие. В некоторых местах перед опасными перекрестками в асфальт вставляют металлические хрени, чтобы водитель приготовился реагировать. От жары их иногда сносит по течению.
Светофоров в стране практически нет. А там, где они есть, на них не обращают внимания, пока регулировщик не засвистит. Но для начала нужен регулировщик, и еще он должен захотеть засвистеть. Это в Каире:
А это в Луксоре новомодный обратный отсчет времени по случаю установки единственного на весь город светофора.
Первая реакция на египетскую манеру вождения вцепиться руками в кресло и зажмурить глаза. Машины едут по дороге, как будто в горную реку опрокинули грузовик футбольных мячей. Но через день привыкаешь и начинаешь даже получать удовольствие. Во-первых, никто не делает резких движений. Во-вторых, цена автомобиля не влияет на преимущество в потоке. Ночью ездят со включенными подфарниками, фары почти ни у кого не горят.
Машина в Египте считается сломанной, если у нее не работает гудок. Со стороны кажется, что все всем подбибикивают каждые две секунды и ночью, и днем. На самом деле у египетского водителя есть два инструмента клаксон и дальний свет. Клаксон означает (помимо прочих ста случаев использования) «подвинься», а дальний свет «стой в своем ряду». Ездят так:
В Каире удобно ездить на метро (по счастью, все надписи продублированы по-английски).
Так как все самолеты летают только через Каир, между городами лучше всего ехать на такси или на поезде.
А поездить надо обязательно, потому что есть на что посмотреть. Не на пляже ведь валяться, в самом-то деле.
|