Северная Корея. Часть IV. Дороги и транспортНа карте мира28 апреля — 06 мая 95 года чучхе (2006) Наземные вестибюли станций метро выглядят совершенно затрапезно. ![]()
Внутри — турникеты высотой чуть выше колена (корейцы, в отличие, например, от китайцев, все невысокого роста). Над эскалаторным спуском надпись «Да здравствует полководец Ким Чен Ир — солнце ![]() Эскалаторы очень длинные. Освещаются весьма оригинально. ![]() На перронах люди читают газеты. ![]() В составах по четыре вагона. Двери открываются руками, закрываются автоматически. ![]() Перед архитекторами станций была поставлена задача: переплюнуть классические станции московского метро. Станционный зал тут в два раза выше нашего, а мозаику размером со всю путевую стену мы пока тоже не потянули. ![]() Монорельс ходит в парке культуры. ![]()
Города отличаются практически полным отсутствием автомобилей. Все ходят пешком («очень полезно каждый день гулять ![]() В Пхеньяне много подземных переходов, все играют в аккуратность — за переход проезжей части в неположенном месте штрафуют. При том, что обычно дорога выглядит так: ![]() Пешеходная зебра имеет оригинальный дизайн — две полоски, перерыв, еще две полоски, маленький перерыв, посреди дороги три полоски, потом симметричный повтор. ![]() Будка регулировщика. Или какого-то еще придорожного смотрителя. ![]() Дорожные знаки предупреждают водителей о наличии зебры синим знаком с пешеходом, перед которым заранее ставится еще и желтый знак, предупреждающий о синем. ![]() При этом водители совершенно никогда не останавливаются перед пешеходами. Подъезжая к переходу, водитель начинает интенсивно гудеть, разгоняя толпу как стадо коров. Гид не могла мне объяснить такого отношения. Она не знает, как объяснить, что у людей отсутствуют рефлексы, связанные с реакцией на гул мотора. И не знает, что пешеходам можно иногда уступать. В городе пешеходов заставляют ходить по дорожкам и пользоваться зебрами. А в селах все идут по дороге так, как будто машин тут вообще не бывает: ![]() У водителей, в свою очередь, отсутствует привычка смотреть в зеркала заднего вида — обычно там никого нет. Поэтому когда одна машина хочет обогнать другую, она начинает интенсивно бибикать — иначе водитель спереди ничего не заметит (справедливости ради надо сказать, что в Китае — то же самое). Машин так мало, что в Пхеньяне стала возможной мечта градостроителей — трамвай вдоль тротуаров, а не посреди дороги. У тротуара никто не паркуется, поэтому трамвай едет спокойно. ![]() Автомобильные развязки встречаются иногда в совершенно непредсказуемых местах. Вот эта, например, находится посреди ровного поля (хотя и проходит над железной дорогой): ![]() Единственный указатель на заправку находился рядом с моей гостиницей в Пхеньяне. А в городе Вонсане водитель даже заехал заправиться. Бензоколонка находилась за каким-то совершенно неприметным забором. С дороги точно не догадаешься. Перед въездом на заправку все пассажиры должны выйти из машины. В этом месте я понял, зачем перед некоторыми заправками у нас иногда висят таблички «обязательная высадка пассажиров» (см. рассказ про Пермь). В Северной Корее обязательная означает обязательная. Вдоль дорог установлены скульптурные композиции, призывающие к безаварийной езде: ![]() Остановка. ![]() Дважды в день на остановках выстраиваются очереди из тех, кому идти домой или на работу больше получаса (кому меньше — идут пешком). ![]() В Северной Корее не существует свободного перемещения автомобилей и людей — каждый человек привязан к своему городу. Чтобы поехать в другое место, нужно оформлять что-то типа командировки. Поэтому на всех дорогах стоят КПП. Контрольно-пропускные пункты оборудованы воротами на колесиках. Мой водитель начинал заранее гудеть и мигать фарами солдату, чтобы тот откатил ворота. По всей видимости, фарами на КПП мигают, когда в машине иностранец, чтобы не смущать гостя процедурами формальных проверок. ![]() Светофоры в городе встречаются, но не работают. ![]() Единственный работающий светофор установлен напротив входа в мавзолей Ким Ир Сена. В остальных случаях с немногочисленными машинами справляются в столице — регулировщица, а в других городах — регулировщик. ![]() Дорожные знаки показывают, как выглядят автомобили. ![]() И не врут. ![]() Тут в ходу (кроме Пхеньяна) грузовики с газогенератором, то есть на дровах. Едут такие грузовики не быстро, а дым идет как из паровоза. Естественно, они постоянно ломаются, народ из кузова выходит покурить, водитель копается под капотом. Снимать это совсем нельзя, пришлось даже стереть эту фотографию на глазах у гида: ![]() Тракторов очень мало. И выглядят они немного кустарно. ![]() Среди автопарка есть японские и южно-корейские модели. Но отдельно бросается в глаза количество мерседесов, которые тут известны исключительно под названием бенц (азиатская традиция). Бенц — любимая машина северокорейских вождей. В мавзолее Ким Ир Сена кроме самой мумии установлен на вечную парковку SEL 500 на каких-то фарфоровых домкратах. Этим же можно объяснить выпущенные почтой КНДР марки с изображением Бенца. ![]()
Монумент, посвященный ![]() |
апрель–май
Северная Корея. II. Оборона |
апрель–май
Северная Корея. III. Визуальная культура |
апрель–май 2006
Северная Корея. IV. Дороги и транспорт
← Ctrl →
|
май
|
июнь
Канада. I. Основные детали |
© 19952025 Артемий Лебедев |