| 
 ПитерЭтноЭксп. Часть I. Чем Питер отличается от МосквыНа карте мира27 октября ... 19 ноября 2013 Поэт, питеровед, иллюстратор, оператор, акробат, сомелье, фотограф и этнограф поехали изучать Санкт-Петербург в рамках очередной Этнографической Экспедиции.  На двух чудесных китайских автомобилях марки ФАВ, обклеенных рекламой партнеров и спонсоров.  Меня всегда волновали детали, которыми Питер отличается от Москвы. В каждую поездку сюда я ищу что-то новое или интересное. Наконец-то у меня появились целых три недели на изучение самого красивого города в России.  Краткий список различий в языках двух столиц: 
 Петербург планировали с чистого листа, и получилось хорошо, чего обычно нельзя сказать о других городах, которые с нуля построили (типа Бразилии, Канберры или Астаны). Весь город плоский как стол (что очень удобно для катания на велосипеде). Все улицы прямолинейны, как стрелы. Стройности добавляет и соблюдаемый регламент, благодаря которому здания на одной улице строятся одной высоты. Питер — город перспективы.  И еще Питер — город арок.  Для разбавления ровности тут построено очень много зданий с полукруглыми фасадами.  Крыши невероятно красивы, и любой петербуржец тысячу раз бывал на них, а у москвича аналогичные истории редки и подаются как удача. Если удается найти точку повыше, уходить с нее не хочется совсем.  Тут есть дворы-колодцы.  Собственно, тут много дворов. И они обычно пронумерованы.  Сегодня дворы любят запирать воротами и калиткой на магнитном замке. Чтобы нельзя было с улицы нажать на кнопку открывания двери, кнопку располагают за два метра от калитки и еще отгораживают металлической пластиной, чтобы неповадно было длинной кочергой тыкать кому не следует.  Так как площадь дворов больше, чем фасадов на улицах, большинство бизнесов находятся как раз в глубине. Главная питерская деталь — вывеска метровой ширины со стрелкой около арки и надписью «во дворе».  Если вдоль дороги образовалось место, куда хочется припарковаться — это как раз въезд во двор через арку. Тут стоять нельзя.  Тут есть полноводная и широкая река, а также много каналов и речек, не говоря уже о выходе к морю. В Питере вода течет по улицам, в Москве — из крана.  Поэтому в городе никого не удивляют портовые краны и большие корабли (для которых, собственно, и разводятся мосты).  В нескольких местах еще сохранились наклонные приставные стеклянные витрины, которые было очень модно в 1960-х делать.  На каждом мосту стоит табличка с названием.  Безумие нумерации затыкает московские примеры за пояс. «Загородный, 35, корпус 3, литер Н», каково, а?  В какой-то момент питерские власти решили скопировать уличные указатели из Парижа или Бухареста, но не поняли зачем нужно на номере указывать номера соседних зданий. Поэтому просто пишут следующее число по четности. А нужно указывать здание на углу ближайшего перекрестка.  Огромное количество перекрестков не предназначено для пешеходного перехода. Хочется перейти, а нельзя.  Дорожные полицейские сидят в стаканах.  Люки и щели ливнестоков обозначены желтым.  Питер — колыбель революции. Здесь до сих пор сохранились настоящие пролетарии, которые отдадут жизнь за обслуживаемые до сих пор паровозы.  Стройка обязательно должна быть обозначена забором синего цвета. Если не синего — то это или не стройка, или не Питер.  Питерские зебры всегда делятся на две части, даже когда половины такие широкие, что с первой не видно вторую.  Перед каждой аркой установлены тумбы — колесоотбойники. Они выполняли свою функцию еще со времен, когда в арку не вписывались на лошади с телегой.  У парадной можно встретить декроттуар, господа.  Под водосточной трубой оборудована специальная каменная ниша, куда стекает вода (чтобы такая же ниша не образовалась естественным образом на панели).  В Питере есть правило, по которому все водосточные трубы должны быть покрашены в цвет здания. Москве такого правила очень не хватает.  Электрический кабель приходит в здание по фасаду.  Панели (тротуары по-московски) красивы, как в Европе.  Пешеходов от проезжей части отделяют красивые заборы (такие же, как в Риме).  Тут огромное количество «креативных кластеров» — полуразрушенных зданий, в которых всевозможные дизайнеры, модельеры и хипстеры занимаются разным творчеством и продают свои поделки. Москва еще не понимает, что такие кластеры притягивают в город мозги и повышают цены на недвижимость вокруг.  И еще тут огромное количество хостелов, некоторые из которых находятся в совершенно фантастических (и тоже полуразрушенных) зданиях.  Красоты здесь такой переизбыток, что никто не возмущен обустройством вещевого рынка в здании бывшего ДК. На сцене — ранцы, рыболовные снасти и монеты.  Все почтовые ящики сохранили герб СССР (как в Елабуге).  В центре начали ставить опоры указателей и знаков фантастической красоты. Питер всегда знал толк в красивых опорах и столбах.  Есть и негативные примеры. В Москве какой-то идиот придумал заматывать фонарные столбы металлической сеткой на высоту два метра, а тут от всей души заматывают на пять.  Люди все равно всегда будут клеить объявления, если у них не будет другого доступного способа прорекламировать себя. Больше всего в Питере объявлений проституток (в Москве для этого существует распространяемый под дворниками припаркованных машин журнал «Флирт»).  Обычно любая деталь в Питере будет если не функциональнее, то красивее, чем в Москве. Одни только крепления уличных указателей и знаков чего стоят.  Вместо дублирующего светофора после перекрестка (как в Москве), тут предпочитают дублирующий маленький светофор на той же опоре (как во Франции).  Светофоры снабжены сверху таблом обратного отсчета и громкоговорителем, через который бедным жителям омерзительный женский голос с рязанским акцентом и гайморитом капает на мозг.  Расписание транспорта печатают на бумаге и подклеивают на предыдущее.  Здесь жива и здравствует архаичная традиция оборудовать трамваи сигнальными огнями, кодирующими номер маршрута. 25 — красный и зеленый. Изначально система была разработана для стрелочников, которые должны были понимать на расстоянии, в какую сторону перевести стрелку.  Потом к этому привыкли пассажиры, а сейчас это просто дело принципа. Некоторые трамвайные парки в Петербурге терпеть не могут эту систему, потому что нужно держать под руками разноцветные пленки и все время следить за актуальностью. Помогают современные технологии — светодиодные табло меняют цвет по нажатию кнопки.  У всех автобусов среднего размера номер маршрута обозначен желтыми светодиодами.  Троллейбусы оборудованы сегментным индикатором номера маршрута.  Во дворе бизнес-центра валяется вагон метро.  Если вдруг вы проснулись в вагоне метро, и не знаете, в каком вы городе, смотрите на пол: если там тройные люки, то это Питер.  На одной станции путь построен без рельсов. Главное сюда смотреть на трезвую голову.  В каждом вагоне наклеена схема повышенной непонятности.  Между вагонами — специальное устройство, препятствующее падению и зацеперам. В Москве как-то без него обходятся.  Перед выездом на станцию крайние 100 метров тоннеля покрашены белым, чтобы машинист успевал привыкнуть к изменению освещенности.  То есть, свет в конце тоннеля в Питере появляется раньше, чем в Москве. |